Почему иконы не улыбаются?

Улыбка есть только на одной — Вифлеемской Божьей матери.

Многие приходят в церковь «когда жареный петух клюнет», а в таком состоянии им нужно лишь душевное спокойствие и сострадание. А в церкви все — свечи, полумрак, блестящие оклады и загадочные лики, духота, монотонный голос и ангельское пение, запах ладана — способствует переходу в такое особенное душевное состояние наедине с самим собой. У кого-то это состояние достигается за рюмочкой, у кого-то в дороге. Но церковь была и будет местом, в которое люди будут приходить, когда больше некуда идти. Чтобы посмотреть внутрь себя.

Сложно красить ресницы, когда из глаз течет вода. Мажешь — а оно размазывается. Вообще, если побеседовать с врачами, это совершенно нормальное и обыденное положение вещей, когда из больницы выписывают домой умирать. Не все же только жить. И койки умирающим нечего занимать, народу полно. Но когда с другой, человеческой стороны сталкиваешься впервые — это страшно. Вообще, в мире много страшных вещей, если посмотреть под определенным углом.

Иконы не должны улыбаться. В душной комнате с запахом смерти, где умирает близкий человек, любая улыбка выглядит как усмешка. И даже понимание того, что это святой лик не помогает. В них должно быть сострадание, потому что на них смотрят, когда больше не на что смотреть.