Эксперименты над человечеством, или психология подчинения

После Второй Мировой в мире было проведено очень много психологических экспериментов. В основном в Америке. Ученые хотели найти причины геноцида и массовых издевательств в Германии, но нашли те же модели поведения и у своих сограждан. Так что сослаться на повышенную агрессивность немецкой нации не получилось.

Про эти эксперименты писали книги и снимали фильмы — людям интересны шестеренки природных законов, которые движут как ими самими, так и непонятными им правителями и преступниками.

Эксперимент «Третья волна»

experimenty-nad-chelovechestvom1Чего стоит «Волна» — когда школьный учитель Рон Джонс поставил над своим классом эксперимент, доказывающий важность общей цели. Представьте свою скучную однообразную жизнь и жизнь ваших детей, которые уже начинают догадываться, что скоро сказка кончится, и все будет как в концовке книжки про Питера Пена:

Вы можете встретить Кудряша, и Кончика, и Двойняшек в любой день на улице и увидеть,как они идут на службу с портфельчиками и черными зонтами в руках. Майкл сделался  машинистом. Малышка женился на какой-то леди и стал титулованной особой. Вы видите этого судью в мантии и парике? Его когда-то звали Болтуном. А этот бородатый джентльмен, который решительно не знает ни одной сказки, чтобы рассказать своим детишкам перед сном, — это Джон.

experimenty-nad-chelovechestvom7А тут им дают идею. Не важно, в нацистской Германии, коммунистическом Советском Союзе, или в ходе эксперимента. Им говорят, что они часть чего-то большого, с глобальной целью, что их нация/страна/раса имеет превосходство, а они должны бороться для того, чтобы доказать это всему миру и сделать жизнь лучше. Это так здорово — иметь цель. И пусть социализм никогда не наступит, и в глубине души мы это понимаем, но счастье в драке, в борьбе за цель, в которую веришь, а не в последующем зализывании ран.

В таких организациях и лидеры могут найти применение своим талантам, и неудачники. Не ради людей, которые их презирают, но ради идеи. Ради организации.

Учитель объединил подростков, как игру, дал им идею, заставил подчиняться дисциплине, показал цену общности, научил гордости. А потом объявил, что все это — блеф. Просто ради того, чтобы доказать, почему германские мальчики и девочки были готовы умереть за свою страну и за своего фюрера. Потому, что он дал им смысл жизни.

Эксперимент Милгрэма

experimenty-nad-chelovechestvom0«В горах всякое бывает. Бывает страшно, особенно девочкам. Вот год назад Настя начала спускаться, веревки, все дела, главное, все было правильно и нормально, а она испугалась. Висит на половине дороги, ревет и говорит, что дальше не пойдет.  Вниз сорок метров, вверх метров двадцать…

Что делать? Уговоры тут не помогут, проводить самому к ней спускаться ой как не хотелось, принудительно ее эвакуировать также заняло бы весь день. Я ей просто, с*, спокойно, б*, в понятных, на*, выражениях, объяснил, что если она сама, ё, дальше не пойдет, с*, ей же будет хуже.

Она слезы вытерла и поползла дальше.»

Почему, почему мы боимся гнева руководителя больше, чем стихии? Висишь себе на веревочке, качаешься, виды замечательные, так хочется немножечко побояться и покапризничать, а тут тебе грозят. И человеческие угрозы воспринимаются как реальная опасность, даже по сравнению с природой.

experimenty-nad-chelovechestvom2Эксперимент описывает готовность людей подчиняться. Свобода это хорошо, но если ребенка не контролировать — он съест колючку или упадет с обрыва. В ходе эволюции выживали только те дети, кто был отзывчив на повышенный тон, стоит только папе сдвинуть брови, как маленький хулиган бросает палку и со слезами бежит домой.

Позже, ради социализации, нас заставляют есть ложкой, сидеть за партой прямо и учить уроки. Это ломает психику живого существа, но других способов жить в социуме нет.

Милгрэм также пытался понять, почему эсэсовцы могли убивать, мучить и пытать, подчиняясь приказам руководителей.

experimenty-nad-chelovechestvom3Испытуемый становился Учителем. Экспериментатор, хороший психолог, заставлял его «учить» третьего, Ученика, как оказывалось позже, подставного актера. Учить последовательности слов, в случае неверного ответа нажимать кнопочки с электрическими разрядами, от слабых до очень сильных. Кнопочки тоже были искусственным муляжом, но Испытуемый верил в то, что причиняет Ученику, находящемуся в соседней комнате, боль. А Экспериментатор давил:

— Не останавливайтесь
— Вы должны продолжать эксперимент
— У вас нет другого выбора

experimenty-nad-chelovechestvom6Опыты доказали, что Испытуемые, понимая неправильность своих действий, под давлением Экспериментатора, продолжали «учить» и, как они думали, причинять сильную боль, невиновному человеку в соседней комнате.

Мы не можем не подчиняться, это дано нам с молоком матери и памятью предков, если так можно назвать эволюцию. Племя, которое не слушалось вожака, не выживало.

Нацисты хорошо умели играть с психикой людей.