Юридическая клиника: вид изнутри

Из всех 18 курсовых и 2х дипломов, написанных  мной за последние 6 лет, мне хотелось бы выложить отдельные положения относительно моей работы в юридический клинике в практическом и психологическом аспектах.

Практика оказания юридической помощи нередко расходится с теоретическим обучением. Нужно уметь смотреть на проблему с нужной, правовой стороны, когда тебе ее преподносят с житейской и бытовой, и вычленять юридически значимые факты и обстоятельства.

Студенты-консультанты юридической клиники, чаще всего третьекурсники, чувствуют себя неуютно, когда приходит клиент. Им хочется спрятаться за спину старшего консультанта, предложить расписку, зарегистрировать клиента, подложить бумажки и сунуть консультирующему Кодекс, чем сесть напротив клиента. Потому что чувствуешь себя очень неуверенно – к тебе приехал человек с другой половины города в понедельник утром, чтобы получить консультацию, а ты не знаешь ответа на его вопрос! А если и знаешь – то не знаешь нюансов, особенности и практики! Поэтому студентам часто говорят, что все знать невозможно, и нужно иметь серьезное выражение лица и умный вид, говоря «да, я это знаю, сейчас уточню в законе» и «знаете, мы принимаем раз в неделю, давайте я почитаю об этом последние нормативные акты, проконсультируюсь с нашими преподавателями и объясню вам в следующий вторник». А еще под рукой всегда есть гора кодексов, а главное консультант и интернет.

В студенческой консультации чаще всего складывается благоприятная обстановка. Студенты помогают друг другу консультировать клиента, а когда посещаемость маленькая – беседуют на профессиональные темы. Молодым студентам часто бывает интересно послушать о практических делах или недавно принятых законах от старшекурсников. А пятикурсник может не знать ответа на задачу по семейному праву, заданную третьекурсником, ведь нормативный акт вышел всего полгода назад.
В юридическую консультацию редко приходят клиенты, разводя руками и ошарашено рассказывая свою проблему и спрашивая – «что же мне делать?». В основном люди приносят огромные стопки, связки, папки различных документов.

Как и учат будущих консультантов, главное – сидеть с серьезным лицом. Потому что пенсионерки с устрашающей стопкой ксерокопий сами сразу начинают рассказывать свою историю, начиная с того, как маме в семидесятых годах прошлого века предоставили земельный участок, или как папа построил дом восемьдесят лет назад.

Основная масса попадающихся клиентов четко называет поставленную проблему – «вот нам исковое заявленьице составить бы (в Роспотребнадзоре сказали так вот и так вот надо)», или письмо написать (которому предшествует получасовой рассказ о войне с председателем дачного хозяйства).

Но иногда спрашивают что делать. Тут уже нужно объяснять законы. Вообще, нормативные акты написаны совершенно непонятно для обывателей. «Ой, а запишите что вы сейчас сказали?» – «Что именно? Я эту статью вам перефразирую» – «Да-да, вот вам тетрадь, напишите пожалуйста».

Поражает и наивность как тридцатилетних, уже не молодых и зеленых, женщин, так и старичков, прожившим почти век. Все расписываются, не читая, где им только не предложат. Или дают крупные суммы денег с обещанием вернуть в десять раз больше. Да, под расписку, но в итоге у клиента на руках оказывается четыре расписки в общей сумме около миллиона рублей. Возникают сомнения в том, что суд будет истребовать такую сумму на основании листка бумаги. И разобраться, сколько он конкретно отдал денег, а ему не вернули, чтобы истребовать потерянное, невозможно – не помнит, а посчитать не может и не хочет.

Бывают и хитрые – сложно подобрать другую характеристику. Приносят целую стопку документов на землю – «Проверьте, все ли правильно? А то на меня подали в суд». Причем, что именно требуют в суде неизвестно, поскольку извещение в почтовом ящике проигнорировано, принципиально ждут повторное. Из суда или с почты неизвестно. Пришлось разъяснить, что юридически гражданин считается уведомленным с момента попадания извещения в почтовый ящик, а суд может состояться и без ответчика в заочном производстве.

Приходят и «частично подкованные»:

«В законе написано – устанавливает экономические и конституционные основы – видите? Этот закон главнее!» — «Нет, в данном случае приоритет идет за специальными нормативными актами…»

«Представляете, суд игнорировал мое мнение!» – «Суд имеет право не принимать во внимание мнение участников процесса»

«В Конституции написано – никто не может быть лишен правоспособности – вот! А меня лишили!» – «Нет, вас лишили права, а не возможности иметь права» и далее идет подробное толкование общетеоретических основ юриспруденции.

«У нас милиционер свидетель!» – Да хоть сам президент, это не дает вам права ссылаться на свидетельские показания при отсутствии письменных доказательств.

Заходят и повышающие свое правосознание с помощью телевизора или интернета:

«А Павел Астахов говорил… Вы ведь знаете Павла Астахова?»

«В телевизоре сказали так!» – К сожалению, мы телевизор не смотрим, мы законы читаем, поэтому у нас не как в телевизоре получается.

«Я смотрел на форуме автомобилистов, что можно взять справку о недееспособности…» – «Это не то что вам нужно, в уголовном праве можно установить, что субъект не понимал значения своих действий, поскольку переутомился, не спал или принял какое-либо лекарство. А в гражданском праве лишить дееспособности можно только в судебном порядке и по конкретным основаниям».

Бывают и грамотные клиенты, получившие информацию о своей проблеме из различных источников и знающие ее лучше студентов-консультантов. Они просят грамотно составить уже набросанный иск или консультируются по какому-нибудь уточняющему вопросу.

Иногда приходят не совсем адекватные люди. Так, клиентка Е. жаловалась на запахи в квартире, которых больше никто не замечает. В том числе и соседи. А когда вызывали проверяющего из домоуправляющей компании, как раз накануне запах на сутки пропал. Поэтому гражданка в своей квартире не живет уже полгода. И какое-то время назад одновременно сменились соседи и снизу, и сверху, а когда там производили проверку – везде лежали подозрительные коробки, будто что-то укрывающие. Наверное, черные риелторы хотят ее изжить из квартиры. Консультантам осталось только дать телефон и адрес воздушной экспертизы и пожелать удачи.

Еще пример: Клиентка Ё. попросила напечатать письмо Министру здравоохранения с просьбой об удалении имплантатов в голове, которые издают неприятные звуки. А врачи отказываются помочь, так как «нет документального подтверждения операции по вживлению». Наилучшим решением было написать с ее слов письмо и пожелать удачи.
Многие приходят для самоуспокоения. Просят прочитать договор, который им составили подрядчики, и указать на подводные камни. Ответ о том, что напрямую норм закона этот договор не нарушает и на первый взгляд проблем с ним не будет, вполне удовлетворяет клиента.
Или просят повысить уровень правосознания, получив ответы на конкретные вопросы. Что будет, если я сделаю так? А если они сделают этак? Что будет делать нотариус в такой ситуации?

Часто клиентов бывает жалко. Дочь насильно забрала отца к себе жить из-за его высокой пенсии – но мы уполномочены только на то, чтобы посоветовать обратиться в полицию. Или приносят справку из больницы, доказывающую моральный вред. А знакомый врач по этой справке цинично говорит, что клиентке осталось недолго на этом свете.

Однако, жалость к клиентам не должна превышать полномочий. Так, 87-летний клиент К. жалобно просил «мне бы написать, у меня был инсульт, рука дрожит, видите какой плохой почерк?» Консультанты часто пишут клиентам письма или заявления, поэтому сначала согласились. Но после часа перепечатывания отрывков из искового заявления, судебного решения, письма в прокуратуру, ответа из прокуратуры – стало понятно, что это письмо в никуда. Суд уже был, ответ из прокуратуры тоже. На вопрос: «А сколько еще писать?» он отвечал: «Да ты пиши, а там посмотрим». В первый день смогли его проводить только при окончании рабочего дня, при закрытии в клинике. На следующий день сказали, что чисто механической работой не занимаемся, а юридически помочь ничем не можем. За него взялся другой консультант, пытаясь вникнуть в проблему, но вскоре пришел к тому же выводу о невозможности оказания действенной помощи. И клиент «поймал» третьего консультанта, который стал ему печатать, часа полтора, до конца рабочей смены. На третий день этому клиенту смогли отказать сразу же. Данный случай позволил нам научиться отказывать на практике, потому что никакая теория не дала бы нам такого опыта, как эта ошибка.

Некоторые заходят просто поговорить. Но поскольку говорить мы с ними можем только по юридическим вопросам, то они нам рассказывают свои проблемы. Параллельно вставляя нравоучения – что женщинам всегда мало денег, а надо жить по средствам. Или что надо сначала образование получить и замуж выйти, и уже потом детей заводить, а не наоборот. А еще важный совет – в положении всегда проверяться, чтобы вовремя сделать аборт, а то потом даже из детдома будут требовать алименты. А потом заканчивают – ну, с этим вопросом мы уже разобрались, уже договор дарения заключили. Ну что ж, сотрудники консультации узнали, как оно в жизни бывает. Или в процессе описания ситуации начинают жаловаться и описывать, какой нехороший человек встретился им на пути, здесь надо сразу прерывать душеизлияния наведением разговора на конкретный вопрос.

Например, клиентка Ш. после часа беседы так и сказала: «хорошо, когда есть с кем обсудить, так и сам поймешь, как лучше делать». Таких нужно стараться ускорять.

Бывают и забавные ситуации, так, клиент В. легким мановением руки согласился не требовать от ответчика двести тысяч рублей морального ущерба, и остановиться на ста тысячах.

А кто-то зарабатывает на юридической клинике. Одна и та же клиентка Й. приходила к нам по доверенности от разных своих знакомых по земельным делам. И неизвестно, какую выгоду она получает от ведения их дел от начала до конца, в том числе и в суде.

Кто-то любит ругаться и судиться. Клиентку Б. толкнули в Домоуправляющей компании – она написали заявление, но посоветуйте, куда еще лучше обратиться за защитой своих прав – в полицию или в прокуратуру?

Бывают клиенты, у которых цель – наказать. Например, клиентка Д. хочет наказать нотариуса. Который четыре года назад выдал не совсем правильную справку. Да, по этой бумажке можно получить наследство. Да, уже жаловались всем, кому только можно. Нет, в суд клиент идти не хочет. А у клиента И. хотят выгнать из дома отца и поместить в дом престарелых, и здесь уже искренне хочется помочь и разъяснить все варианты действий.

Многие попадаются на «легкие деньги» – или соседка пообещает вернуть долг с процентами в десять раз больше. Или невнимательно читаются договоры в столь распространенных сегодня «Центрах микро-кредитования». Эти организации выдают деньги, когда солидные банки не рискуют, глядя на доход клиента. Зато и проценты, и неустойка, и юридическая грамотность позволяют им не умереть с голоду в условиях рынка. Клиент Л., не смог выплатить такой долг, попав в больницу. Через какое-то время из суда пришло уведомление, что он должен уже не 15, а 200 тысяч. Клиент М. за второй месяц смог заплатить на 500 рублей меньше, чем по графику платежей, за последующие платил на 500 рублей больше, чем по графику, переплатил относительно графика погашения – и не смог «обогнать» неустойку и проценты, через полгода долг составил около 5 000 рублей. Клиентка Н. вообще не смогла вернуть долг, суд снизил пени с 25 000 до 3 000, услуги представителя с 10 000 до 3 000. Но тем не менее инвалиду с пенсией в 10 000 будет очень проблематично вернуть 60 000 рублей, при том, что у нее нет ни жилья в собственности, ни ценных вещей.

В Юридической Клинике возможно применение только допустимого психологического воздействия. Оно всегда простое и индивидуальное, поскольку направлено на одного человека для решения конкретной задачи – оказания консультации. Форма всегда открытая и субъективная.