Параноик

Паранойяльная акцентуация – наиболее поздно развертывающийся тип характера: он отчетливо формируется в зрелом возрасте, чаще в 30-40 лет. В подростковом и юном возрасте эти лица бывают наделены эпилептоидными или шизоидными чертами, иногда истероидными и даже гипертимными. В основе паранойяльной акцентуации лежит завышенная оценка своей личности — своих способностей, своих талантов и умений, своей мудрости и понимания всего. Отсюда глубокое убеждение, что все, что они делают, всегда правильно, что думают и говорят — всегда истина, на что претендуют — безусловно имеют право.

Любые препятствия на пути претворения в жизнь своих намерений пробуждают воинственную готовность отстаивать свои действительные или мнимые права. Рано пробуждается подозрительность, склонность всюду видеть злой умысел и злокозненный сговор против себя.

Основные акцентуации характера по Личко А.Е.:

Жесткий Эпилептоид
Жизнерадостный Гипертим
Пессимистичный Гипотим
Маниакально-депрессивный Циклоид
Упертый Параноик
Истеричный Истероид
Неконтактный Шизоид
Чувственный Сензитив
Трусливый Психоастеноид
Изменчивый Лабильный
Уступчивый Конфрмный
Гедонистический Неустойчивый

 

Источники:

1. Личко А.Е. — Акцентуации характера как концепция в психиатри// Обозрение психиатрии и медицинской психологии имени В.М.Бехтерева, №1, 1993

2. Личко А.Е., Иванов Н.Я., Патохарактерологический диагностический опросник для подростков М.: «Фолиум», 1995

В ходе работы в юридической клинике мне встретились следующие представители паранойяльного типа личности:

1) Клиентка Ю. судилась пять раз на протяжении десяти лет из-за незаконного увольнения, причем с должности уборщицы, но это не так важно, главное – защита прав. Еще раз пять писать надзорные жалобы, по вновь открывшимся, в Верховный Суд, в Президиум Верховного суда (но там везде почему-то отказали). Кроме того, обращаться в полицию и прокуратуру. В результате первого судебного заседания клиента восстановили на работе, но не на ту должность и плохо обращались, а потом опять уволили.

Клиент ничего не имел против личной дистанции (45-75 см), поскольку показывал огромное количество документов и очень подробно рассказывал обстоятельства дела.

Сначала для налаживания контакта применялась техника активного слушания – оборот и наклон тела в сторону говорящего (подстройка к позе), взгляд на клиента и документы, которые он показывал, кивание головой, раскрытая, спокойная раскрытая поза (колени раздвинуты, руки на столе). Но поскольку дело было очень сложным, пришлось включить правило сдерживания эмоций – когда клиент уходил от непосредственного рассказа по делу к описанию «какая плохая судья» или «знаете что они мне сказали?» – наводящими вопросами «что у вас в той папке?», «и что было дальше?», «а что сказал суд?» рассказ убыстрялся, лишая эмоциональной составляющей.

Таким образом, консультантом была применена стратегия подстройки. Был налажен контакт, у клиента сложилось впечатление, что с ним согласны и ему хотят помочь.

Стратегия отражения не могла быть применена, поскольку юрист не был согласен с позицией клиента.
Применялась «Вы»-техника как акцент на уважении клиента и согласии с его позицией: «вы считаете, что вас уволили необоснованно?» «вы хотите опять обратиться в суд?».

Техника приписывания качеств была нецелесообразной, поскольку клиент сам прекрасно знал свои положительные качества, ему нужна была конкретная юридическая помощь.

Был применен аристотелевский метод, поскольку после получения информации было сказано, что мы ничем не можем помочь в данной ситуации, во-первых, потому, что сроки на обжалование действий работодателя давно прошли, а во-вторых, уже были пройдены все судебные инстанции и задействована прокуратура.
Метод мнимого согласия заключался в том, что консультант до конца беседы не противоречил клиенту, получал информацию и задавал наводящие вопросы, и только по завершении рассказа, разобравшись в деле, высказал свою позицию клиенту.

Психологическое «поглаживание» и демонстрация искренности заключались в выражении согласия юриста с тем, что работодатель не прав, что необходимо бороться за свои права.

Конфликт (отказ в помощи) был разрешен способом соперничества, в дискуссии использованы правила «без ответа», «недопущения утраты инициативы и увода дискуссии в сторону», «признания права возражающего на свое мнение», «частичного согласия с возражениями оппонента», «да, но», «про запас», «преимущество последнего слова»

2) Клиентка П. писала в прокуратуру на протяжении двадцати лет, тоже насчет увольнения с работы. Дошла до Генерального прокурора и собираться подавать в суд на него, поскольку прокуратура прекратила переписку, по мнению клиентки, без ответа на все ее вопросы и без решения всех поставленных проблем.

Приемы правомерного психологического воздействия на личность были применены те же. Конфликт (отказ в помощи) был разрешен способом соперничества, в дискуссии использованы правила «без ответа», «недопущения утраты инициативы и увода дискуссии в сторону», «последовательного рассмотрения сути разногласий», «признания права возражающего на свое мнение», «частичного согласия с возражениями оппонента», «да, но», «про запас», «преимущество последнего слова»

3) Клиент К. после суда о перерасчете рабочего тарифа и пенсии, частично выигранного истцом, продолжает писать всем возможным должностным лицам письма и жалобы, в том числе с и оскорблениями в сторону судей и полковников полиции.
Приемы те же, однако после того, как консультанты убедились в бесперспективности дальнейшего оказания консультаций, была применена стратегия опережения – не давать проявиться эмоциям жалости, твердо сказать, что мы не оказываем механических услуг, а те, кто печатал – просто проявили жалость, и просим удалиться. После такого сообщения, когда каждый консультант отказался и занялся своим делом, клиент К. вынужден был уйти.
Конфликт (отказ в помощи) был разрешен способом соперничества, в дискуссии использованы правила «недопущения утраты инициативы и увода дискуссии в сторону», «признания права возражающего на свое мнение», «да, но», «преимущество последнего слова»

4) Клиентка А. на протяжении пяти лет судится в судах общей юрисдикции и в арбитражном суде со строительной компанией, чтобы она не возводила дом по соседству до того, как будет проведено межевание с учетом уже имеющихся зданий.

Приемы правомерного психологического воздействия на личность были применены те же, только стратегия не подстройки, а отражения, поскольку юрист принял позицию клиента. Конфликт (отказ в помощи в связи с истечением срока давности) был разрешен способом соперничества, в дискуссии использованы правила «недопущения утраты инициативы и увода дискуссии в сторону», «признания права возражающего на свое мнение», «частичного согласия с возражениями оппонента», «да, но».

5) Клиентка Д. уже пять лет пытается всеми возможными способами наказать нотариуса, выдавшего частично неправильную справку, хотя этой справки достаточно для совершения требуемого юридически значимого действия.
Приемы правомерного психологического воздействия на личность были применены те же. Конфликт (отказ в помощи) был разрешен способом соперничества, в дискуссии использованы правила «без ответа», «недопущения утраты инициативы и увода дискуссии в сторону», «признания права возражающего на свое мнение», «частичного согласия с возражениями оппонента», «да, но», «последнего слова».

6) Клиентка Б. не хочет менять паспорт СССР, считая, что Российский не соответствует Конституции РФ, в том числе – там нет графы о национальности. Человек много раз судился по поводу того, что советский паспорт считают недействительным без фотографии, а фото ОУФМС вклеивать отказывается. И на нотариуса тоже подавали в суд, поскольку он не выдает свидетельство на получение наследства с таким паспортом.

Приемы правомерного психологического воздействия на личность были применены те же. Конфликт (отказ в помощи) был разрешен способом соперничества, в дискуссии использованы правила «недопущения утраты инициативы и увода дискуссии в сторону», «последовательного рассмотрения сути», «признания права возражающего на свое мнение», «да, но», «преимущество последнего слова»

Их всех отличает уверенность в собственной правоте, желание идти до конца всеми возможными способами, возмущение, негодование и даже агрессия, если спросить, зачем они все это делают, нужно ли им достижение такой цели и не проще ли от нее отказаться.