Сензитив

Сенситивный тип. Два главных качества — «чрезвычайная впечатлительность» и «резко выраженное чувство собственной недостаточности». Отличается постоянной озабоченностью отношением к себе окружающих, осторожность и робость в контактах, переживания из-за комплекса собственной неполноценности. Если удается обзавестись семьей и детьми, то сенситивность сглаживается, если остаются одинокими, может даже заостряться.

Ахиллесовой пятой сенситивного типа является отношение к ним окружающих. Непереносимой для них оказывается ситуация, где они становятся объектом насмешек или подозрения в неблаговидных поступках, когда на их репутацию падает малейшая тень или когда они подвергаются несправедливым обвинениям.

Основные акцентуации характера по Личко А.Е.:

Жесткий Эпилептоид
Жизнерадостный Гипертим
Пессимистичный Гипотим
Маниакально-депрессивный Циклоид
Упертый Параноик
Истеричный Истероид
Неконтактный Шизоид
Чувственный Сензитив
Трусливый Психоастеноид
Изменчивый Лабильный
Уступчивый Конфрмный
Гедонистический Неустойчивый

Источники:

1. Личко А.Е. — Акцентуации характера как концепция в психиатри// Обозрение психиатрии и медицинской психологии имени В.М.Бехтерева, №1, 1993

На практике в юридической клинике был замечен один очень интересный представитель данного психотипа.

1) Клиентка Ы. попала в одну подозрительную фирму, ее уговорили купить набор кремов за сорок тысяч рублей, взяв кредит на полтора года под 23%. Да, она везде расписалась – на договоре купли-продажи, на акте приемки-передачи, на спецификации, и на каждом листе кредитного договора. А потом подруга ей сказала, что, скорее всего, ее обманули. Просила написать претензию и отправить по почте – идти к ним она боится, вдруг опять заставят что-нибудь подписать. На первый взгляд к документам было не придраться, мы договорились, что она вышлет конкретную информацию о косметике, а я напишу претензию. В интернете нашлось очень много обманутых этой фирмой DeSheli, нашлись конкретные советы по возвращению продукции, образцы претензий не десяти листах по всем основаниям, по которым только можно было к ним придраться. Самое интересное, что на форумах было три типа сообщений:
1. Они меня хотели обмануть, но я не позволила!
2. Жена пришла с чемоданчиком и кредитом, подскажите, что делать.
3. Меня обманули, но я пошла туда, туда и туда, сделала то и то, в итоге деньги вернулись.
И ни одного сообщения типа «меня обманули, я дурак, вернуть деньги не смог». Насколько сильно в людях неприятие собственной неправоты и глупой ошибки! Настолько, что даже в интернете, полностью конфиденциально, никто не хочет в этом признаться. Для сенситивов «ахиллесовой пятой» является критика, насмешки и подозрение в совершении чего-то нехорошего, неправильного. В итоге ко мне клиентка больше не обратилась, сообщив, что смогла вернуть деньги сама.
В ходе консультации была установлена личная зона общения (45-75 см.), стратегия отражения, использованы техники активного слушания и подстройки. Была применена «Мы»-техника: «Мы посмотрим, что можно сделать» и «Мы что-нибудь придумаем». Нейтрализация психологических барьеров была достигнута за счет того, что консультант показал свою объективность, не стал обвинять в столь опрометчивом поступке, указал, что есть зацепки которые могут помочь. Психологическое «поглаживание» помогло успокоить клиента в том, что ему помогут, что не зря решили защищать свои права.